Posted 15 апреля, 04:50

Published 15 апреля, 04:50

Modified 16 апреля, 08:16

Updated 16 апреля, 08:16

Челябинский издатель и краевед Владлен Феркель

«Человек-оркестр» пишет историю Челябинской области бесплатно

15 апреля 2024, 04:50
Фото: kursdela.biz
Челябинский издатель и краевед Владлен Феркель

Челябинский издатель сделал книги про памятники и мемориальные доски

Владлен Феркель — для Челябинска явление уникальное. Издатель, журналист, краевед, поэт, преподаватель, автор художественных и научных изданий. Причем, многое он делает безвозмездно. «Курс дела» анализирует необычный человеческий опыт.

В последние годы Феркель больше всех издает книг, фотоальбомов по истории Челябинска и Челябинской области. Человеку 66 лет. А он все не может успокоиться. При том, что за такие краеведческого характера издания ему никто и ничего не платит.

Зачем ему это надо, интересно? «Курс дела» пришел к издателю в гости домой.

Техническое начало

— Влад, ты не коренной челябинец?

— Родился в Магнитогорске. Но в школу уже пошел в Челябинске. Окончил наш политех.

— Стоп, ты филолог?

— Я инженер-механик-исследователь вообще-то, «сопроматчик». И поначалу работал почти по профилю. Сперва в Татарстане, потом перевелся в Челябинск. Торговал запчастями для КамАЗов.

— Как случилось, что ты вдруг стал журналистом и издателем?

— Надоело торговать запчастями! Ну не мое это. По совету отца пошел в новую газету «Автомобилист» в 80-х годах. Я же техническую кухню всю знаю.

Правда, поначалу Сергейчик, начальник управления «Челябинскавтотранс», сказал, что им не нужны журналисты с техническим образованием. Но там уже не столько от Сергейчика это зависело.

В общем, начал работать в «Автомобилисте». Писал про взаимоотношения автомобилистов и автоцентра. Потом была газета «Народная дума» в начале 90-х годов. Потом «Комсомолец», со временем ставший «Командой».

— Ты как-то очень быстро карьеру сделал в журналистике. В «Комсомольце» главным редактором стал. Помог кто-то?

— Просто время такое было, наверное. Быстро все менялось. Сперва ответственным секретарем в «Комсомольце». Потом да, редактором. Дальше была такая газета «Синегорье», местное СМИ издательского дома «Провинция». Я стал ее директором. А дальше все еще проще — Южно-Уральский госуниверситет, преподавание и издательское дело.

Издатель

— С чего началась издательская деятельность, помнишь?

— Со словарей поэтических образов. Названия «Частотный словарь поэтических образов», «От Абажура до Яшмы», «От Акации до Ярмарки», «От Августа до Января», «От Автобуса до Ящерицы». Я исследовал творчество нескольких тысяч поэтов XVIII–XX веков. В этих словарях систематизируются индивидуально-авторские выражения из стихов поэтов, писавших на русском языке. Например, «Облилась кровью ягод рябина / Размозжась головой о плетень» — есенинский образ.

— И сколько всего удалось собрать таких поэтических образов?

— Что-то около шести тысяч.

— Это же сколько нужно времени?

— Не знаю. Просто исследовал и сделал словари.

— Но у тебя есть еще и биографические словари персонажей.

— Да, пять таких проектов сделал. «Мастер и Маргарита», «Петр Первый», «Война и мир», «Иван Грозный», «Емельян Пугачев». Когда описываешь героев романа, лучше понимаешь книгу в целом. И более зримой становится эпоха. Кстати, я согласен с Толстым, что «Война и мир» это не исторический роман. На мой взгляд, это политическое эссе.

— Больше всего персонажей, видимо, как раз в «Войне и мире»?

— Нет. В романе Толстого 830 персонажей. А вот в «Емельяне Пугачеве» Вячеслава Шишкова вдвое больше, 1650 действующих лиц.

Краевед

— Но в определенный момент вдруг ты стал издателем и даже создателем книг по истории Челябинска и других городов области

— Ну должен же кто-то это делать.

— Тебе же никто не платит за эти книги?

— Совершенно никто и ничего не платит. Я выпускаю книги маленьким тиражом и выкладываю для свободного доступа в сеть. Пусть пользуются все, кому интересна история родного края. Когда и кто даст на это деньги? Какой смысл искать спонсоров?

— С чего началась эта серия книг?

— Председатель совета ветеранов Центрального района Челябинска Александр Павлович Блинов попросил сделать книгу про мемориальные доски на территории района. Я сделал. Потом подумал, что остальные районы же не виноваты, что у них нет своего Блинова, который думает на подобные темы. И уже по собственной инициативе обошел весь город. И сделал книжки по остальным шести районам.

Потом логично родилась идея так же отработать памятники. По мемориальным доскам и памятникам еще выпустили книги по Троицку, Миассу, Копейску. Сейчас Сатку доделываем.

— Какой город интереснее?

— Все наши города по-своему интересны. Верхнеуральск и Троицк, например, сохранились почти в первозданном виде и прекрасны своей архаичностью. Особенно Троицк. У Челябинска есть свой стиль, сочетающий здания дореволюционной постройки, сталинскую архитектуру и архитектуру современную.

— Вижу, «Путеводитель по Челябинску» тоже сделал?

— Сделал фото достопримечательностей Челябинска и выпустил «Путеводитель» по Привокзальной площади и площади Революции, а второй — по Северо-Западу города. Это совместно с Игорем Стоякиным. Тиражом 100 экземпляров.

— Была также серия интересных архитектурных проектов.

— Есть такое дело. Выпустили с единомышленниками книгу по архитектуре Челябинска сталинского периода, потом по архитектуре XIX — начала ХХ века. Еще по Копейску подготовили подобный проект по сталинскому периоду.

— Кто твои единомышленники?

— Уже упомянутый строитель и краевед Игорь Стоякин, директор музея школы №10 Валентина Степаненко, поэт и филолог Елена Меньшенина, краевед Егор Зинченко и его мама Елена Зинченко. Книги по архитектуре мы делали втроем — со Стоякиным и Меньшениной. Фотографии делаю в основном я.

— На что снимаешь?

— На «мыльницу» Nicon 7100.

- И хватает ее возможностей?

— Фотографии же перед глазами.

Человек-оркестр

— Сколько книг уже сделал?

— По разным заказам занимаюсь версткой, редактированием, обработкой фото и дальше печатью. Мне приносят изначально тексты и фотографии. Таких работ в год бывает по 100 и больше.

Сейчас вот делаем книжку «Евреи Челябинской области» — про известных евреев региона. Доделываю книгу про «дело врачей» 1952 года. Это же было грандиозное дело, которое коснулось не только Москвы, но и регионов. Много медиков попали под репрессии тогда. Для США как-то делал журнал, для Германии был проект, еще для некоторых стран. Из Петербурга недавно заказ пришел подготовить книгу «Критическая история испанской инквизиции».

— Ближе издателя они не нашли?

— Выходит, не нашли. Но, наверное, дело в том, что раньше с ними делал другой проект.

— Кто чаще всего делает такие заказы на книги?

— Есть несколько категорий заказчиков: это ученые, которым нужно что-то издавать; это книги воспоминаний наших земляков. Некоторые, кстати, весьма интересные. И конечно, графоманы. Куда ж без них?

— А если говорим про то, что ты делал с ноля и по собственной инициативе? Не только как исполнитель, но и как автор…

— Около 50 таких книг выпущено. В том числе был у нас со Стоякиным необычный проект «Каким Челябинск мог бы быть» — книга о нереализованных городских проектах. Некоторые из них были очень масштабные.

— Влад, когда ты все успеваешь? Тебя называют «человек-оркестр».

— Даже не знаю. Успеваю как-то. Я же много лет из дома работаю. Встал утром — и я уже на работе!

— Не устал?

— Пока нет.

— Для кого ты все это делаешь? Книги по архитектуре городов Челябинской области, по памятникам, по мемориальным доскам. Сам говорил, что это мало кому надо.

— Пока да, маловато людей, которые интересуются историей родного края. И все же постепенно их число растет. В том числе молодых. Но в любом случае я благодарностей не жду. Просто думаю, что это надо делать. И буду счастлив, если у меня появятся конкуренты.

— Куда потом идут твои книги исторически-краеведческого характера?

— В печатном виде выпускаем мизерные тиражи. Отдаю их в библиотеки, музеи, советы ветеранов.

— А в администрации районов, города?

— Нет, конечно. Они же никак не участвовали.

— Электронные версии…

— Доступны в сети любому. Есть такой ресурс Живыеимертвые.рф. Там в закладке https://живыеимертвые.рф/old74/ выложены электронные версии нескольких десятков наших книг.

"